Концепция комплексного обеспечения безопасности высотных зданий

Г.Г. Соломанидин

"Грани безопасности" N 2 (38) 2006 г.

 

В целях формирования нормативной базы высотного домостроения в городе Москве до выхода соответствующих технических регламентов, а также в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Законом города Москвы от 3 октября 2001 г. N 64 "О градостроительных нормативах и правилах города Москвы" постановлением Правительства Москвы от 28.12.2005 N 1058-ПП утверждены региональные нормативы градостроительного проектирования "Временные нормы и правила проектирования многофункциональных высотных зданий и зданий-комплексов в городе Москве МГСН 4.19-2005"

Утвержденные нормы распространяются на проектирование, экспертизу и разработку технических условий на отдельно стоящие или находящиеся в составе многофункциональных комплексов зданий высотой более 75 м и до 400 м.

Требования МГСН 4.19-2005 учитывают специфику высотных зданий и являются дополнительными по отношению к действующим нормам. Вопросы обеспечения безопасности проектируемых высотных зданий нашли отражение во всех разделах норм. Помимо этого, в нормы впервые включен раздел "Мероприятия по обеспечению требований безопасности", разработанный авторским коллективом ученых Всемирной Академии Наук Комплексной Безопасности.

К наиболее важным позициям по обеспечению безопасности, изложенным в МГСН 4.19-2005, необходимо отнести перечисленные ниже.

Предусматриваются совместно функционирующие системы безопасности, мониторинга инженерных систем и несущих конструкций здания; противопожарной защиты; контроля и управления доступом; управления эвакуацией при чрезвычайных ситуациях; охранной и тревожно-вызывной сигнализации; охранного телевидения; охранного освещения. Также предусматриваются дополнительные системы безопасности, в том числе антитеррористические технические средства.

При проектировании систем безопасности, помимо выполнения ими основных функций, должно обеспечиваться взаимодействие по алгоритмам эксплуатации здания в нормальных условиях, при чрезвычайных ситуациях и ликвидации их последствий.

Должна проектироваться система управления эвакуацией людей при чрезвычайных ситуациях (в том числе при пожаре), которая должна включать блоки оповещения и управления эвакуацией, контроля и управления доступом, охранной и пожарной сигнализации, охранного телевидения, аварийного освещения. В этой системе следует предусматривать варианты эвакуации в зависимости от места возникновения и характера чрезвычайных ситуаций. Для каждого варианта необходимо производить расчеты для проверки выполнения условий своевременной и беспрепятственной эвакуации.

Для повышения живучести систем обеспечения безопасности их структурное построение и систему коммуникаций следует проектировать с учетом деления объекта на отсеки и зоны доступа с организацией локальных пунктов управления и с возможностью автономной работы. Линии связи между отдельными устройствами систем должны быть построены по отказоустойчивой технологии с использованием кольцевых структур и резервирования.

В Документе сформулированы требования к размещению и оборудованию Центрального пункта управления системой обеспечения безопасности, к помещениям для размещения личного состава службы безопасности. Кроме того, в нем изложены требования к оборудованию средствами охранной сигнализации, видеонаблюдения, контроля и управления доступом и, при необходимости, физическими барьерами критически важных точек объекта (строительных конструкций и их узлов, инженерных и других систем, выход из строя которых может привести к развитию чрезвычайных ситуаций). Этими же средствами должны контролироваться входы в помещения, где расположены узлы управления системами безопасности и системами жизнеобеспечения высотного здания, в т.ч. насосные, вентиляционные камеры, станции пожаротушения, электрощитовые и т.п.

Территория высотного здания должна быть оборудована физическими барьерами, предотвращающими таранный прорыв колесных транспортных средств. На территории необходимо предусматривать проходы, площадки и т.п., обеспечивающие рассредоточение эвакуирующихся из здания людей. На подъездных путях, при входах в здание и зоны доступа требуется организация контрольно-пропускных пунктов или постов службы безопасности.

Сформулированы требования к организации и техническому оснащению различных зон доступа.

Новизна и достаточная "жесткость" этих требований обусловлена тем, что политические и социальные взрывы, рост преступности, обуславливают возникновение все новых видов угроз, в том числе террористического и криминального характера, что вызывает необходимость комплексного обеспечения безопасности и жизнедеятельности зданий и сооружений различного назначения и форм собственности.

Новые виды угроз особенно опасны для высотных зданий в виду их уникальности и привлекательности для террористов. Высотные здания рассматриваются как объекты повышенной ответственности. Каждое здание представляет собой сложную конструктивную систему с большим количеством инженерных коммуникаций, с размещением на одном объекте различных систем инженерно-технического жизнеобеспечения повышенной сложности. Повышенная этажность зданий и, как следствие, наличие в них значительного количества людей при ограниченных возможностях их эвакуации и спасения в чрезвычайных ситуациях, вероятность появления которых значительно возрастает в связи с наличием современных техногенных и террористических угроз, диктует необходимость учета специальных требований на этапах проектирования, строительства и эксплуатации этих объектов. Следует учитывать и то обстоятельство, что при реализации угроз террористического характера может сработать "принцип домино": одно событие, как правило, вызывает последовательность, а иногда и целый спектр других опасных событий, усугубляющих причиняемый вред.

Концепция проектирования систем комплексного обеспечения безопасности должна прорабатываться на начальном этапе проектирования конкретного высотного здания или комплекса с привлечением службы безопасности, которая будет обеспечивать безопасность эксплуатации этого объекта, с тем, чтобы применение технических средств и систем безопасности служило средством реализации принятых в концепции организационных мер при решении таких задач, как предупреждения ЧС, обнаружения ЧС, эвакуации и спасения людей и ликвидации ЧС.

Ранее специалистам проектных организаций с перечисленными требованиями к проектированию сталкиваться не приходилось.

В июле 2004 года создан Научно-технический совет Москомархитектуры для рассмотрения проектных решений уникальных объектов различного функционального назначения в том числе и решений по комплексному обеспечению безопасности зданий и сооружений. Опыт рассмотрения на Научно-техническом совете объемно-планировочных, конструктивных и инженерных проектных решений уникальных высотных объектов свидетельствует о необходимости организации обучения и повышения квалификации специалистов проектных организаций. В заключениях экспертной Комиссии НТС, в работе которой участвуют и разработчики раздела "Мероприятия по обеспечению требований безопасности" МГСН 4.19-2005, отмечается, что в представленной проектной документации либо не нашли отражения, либо на недостаточном уровне проработаны вопросы обеспечения безопасности людей и самих высотных зданий.

Правительством Москвы в 2005 году создана Межведомственная комиссия по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности высотных сооружений города Москвы, которой поручено осуществлять координацию, согласование и контроль разработки и реализации мероприятий по проведению единой политики города в области обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности высотных, уникальных и экспериментальных зданий и комплексов. 29 декабря 2005 г. вышло распоряжение Правительства Москвы, которое подписал Мэр Москвы Лужков Ю.М., N 2683-РП "Об организации работы по обеспечению антитеррористической защищенности и комплексной безопасности высотных зданий и сооружений города Москвы".

В распоряжении отмечается, что первоочередной задачей Межведомственной комиссии следует считать разработку единых нормативных документов, направленных на обеспечение комплексной безопасности указанных сооружений и обязательных для исполнения всеми участниками их заказа, проектирования, строительства и эксплуатации.

По распоряжению Руководителя Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города В.И. Ресина, в целях повышения эффективности обучения специалистов проектных организаций Москомархитектуры и других заинтересованных организаций на базе Центра новых строительных технологий Москомархитектуры организуются курсы повышения квалификации (Распоряжение Руководителя Комплекса от 20 января 2006 года N 2).

Так как обеспечение безопасности высотных зданий и, соответственно, находящихся в них людей в основном определяется принятыми проектными решениями и реализацией этих решений в процессе строительства, Университетом комплексных систем безопасности и инженерного обеспечения при участии специалистов Центра новых строительных технологий, материалов и оборудования Москомархитектуры была разработана учебная программа базового курса повышения квалификации и начато обучение специалистов проектных организаций Москомархитектуры по программе "Комплексное обеспечение безопасности многофункциональных высотных зданий и зданий-комплексов". Тематический план разработанного базового курса был рассмотрен в аппарате Москомархитектуры и согласован с Первым заместителем Председателя Москомархитектуры Главным инженером П.А. Шевоцуковым и утвержден Председателем Москомархитектуры Главным архитектором г. Москвы А.В. Кузьминым.

Помогла ли вам эта статья?